ДЕЛОВОЕ – ПОП ИВАН

Маршрут: с.Деловое – г.Поп Иван
Начало маршрута: с.Деловое, Раховскийский район
Особенности маршрута: маршрут в основном проходит по лесистым склонам
Протяженность маршрута: 34.3 км
Продолжительность маршрута: 16 часов (двух-дневный)
Высота вершины г.Черная Гора :  1936 метров над уровнем моря
Максимальное вертикальное возвышение от начальной точки: 1569 метров
Сумарное вертикальное возвышение: 1692 метров
Рекомендуемый период года: весна - осень
Допольнительная информация: Места возможного ночлега: КПП Лесопункта с.Деловое (пункт регистрации туристов)

Особенность данного маршрута состоит в том, что он проходит по территории Мармароского массива Карпатского биосферного заповедника и в близи государственной границы с Румынией. Для выхода на г.Поп Иван требуется специальное разрешение пограничных служб Украины.

Село Деловое находиться в Раховском районе на автодороге P 03 Хуст – Ивано-Франковск, в 15 км. от г.Рахов. Маршрут начинается из центра села, у моста через речку Тиса. От моста дорога уходит вправо на Юг, потом поворачивает на Восток и через 0.9 км. приводит к контрольно-пропускному пункту(КПП) Деловского лесничества. Дальше следовать по маршруту можно только при наличии гражданского паспорта и специального разрешения, выданного на каждого туриста.Пройдя необходимые формальности и получив разрешение контрольных служб можно продолжать движение к нашей цели.

Следующие 1.5 км. автодорога уходит на Восток вдоль ручья Белый и упирается в лесоперерабатывающий цех. Пройдя через производственную территорию цеха выходим на лесовозную дорогу. Через 3 км. дорога выходит к серпантину, а через следующих 600 метров к большой поляне (908 м.н.у.м.). На краю поляны построен деревянный домик, расчитанный принять с десяток туристов. Здесь достаточно много места для установок палаток, разведения костра. Рядом протекает ручей, способный уталить жажду гостей и пополнить их запасы воды. Трудно найти другое такое же  прекрасное место для ночлега в отдаленных местах, среди горных трав и пахущих цветов. Гора Поп Иван расположена на Юго-Востоке( приблизительно 135°), однако её с этих мест не видно.

У северной стороны поляны, на границе с лесом, начинается незаметная издали тропинка, резко набирающая высоту. Пройдя 760 метров в густом лесу(направление на Север) и поднявшись дополнительно на 300 метров, тропа выходит на траверсную дорогу. Продолжаясь в том же направлении дорога медленно подымается и через 0.9 км. резко поворачивает на Юго-Восток. Через 2 км. дорога меняет свое направление на Южное и выходит к полонине Лисичья.

Дорога с г.Поп Иван. Юго-Западное направлениеСправа внизу видны несколоько деревянных строений животноводческой фермы. Многие туристы устраивают свои начёвки, стоянки на этом высокогорном плато.Прямо по ходу отчетливо видна г.Поп Иван. Наш путь лежит прямо на Юг, через небольшие заросли еловника. Тропа с дороги уходит вверх,порой обрывается, через десяток метров начинается вновь, потом раздваивается, образуя пару новых. Придерживаясь заданному курсу через 1.5 км. выходим на траверсную дорогу. От дороги до вершины горы 800 метров крутого восхождения. Последние 300 мтеров к пику проходят по узкой тропе вдоль очень крутого обрывистого склона горы. Здесь требуется особая осторожность и внимательность, особенно в у словиях плохой видимости. На самой вершине г.Поп Иван (1,936 м.н.у.м.) установлен четырехгранный железобетонный столб высотой около трёх метров. В нескольких метрах от него, в Южном направлении, начинается территория  Румынии. В 3.5 км. строго на Севере улеглись две горы Берлебаска(1,734 м.н.у.м.) и Петрос(1,781 м.н.у.м.). В восточном направлении уходят каскады Румынских Карпат. В направлении на Запад лежит ущелье, по которому воды многих ручейков, сливаясь в одну речку Белая, впадают в знаменитую реку Тиса.

Вторая половина маршрута проходит вдоль Украинско – Румынской границы по траверсной дороге в основном на высоте (1,500 – 1,200 м.н.у.м.). Расстояние от Поп Ивана до с.Деловое составляет  19.4 км.

Северо-Восточные склоны  г. Поп Иван (1,936 м)Спуск с вершины осуществляем по той же тропе, что и подымались. Через 300 метров на развилке троп продолжаем движение прямо, строго на Север. Пройдя метров 700 выходим на широкую траверсную дорогу, которая заворачивая на Юго-Запад превращается в крутой серпантин. Через 800 метров выходим на перекресток трёх дорог. Одна дорога уходит на Север, в направлении полонины Лисичья. Другая поворачивает на Юго-Восток, вдоль государственной границы. Наш маршрут лежит на Юго – Восток. Предстоящие часы похода предоставят нашему туристу возможность ощутить настоящую тишину глухих карпатских уголков. Тропы здесь редко ходимые. Однако, состояние старой траверсной (пограничной) дороги хорошее. Идти будет легко и приятно. В августе в этих местах множество малины и еживики. Пройдя часа три ( окло 8.5 км.) дорога изогнётся в Северо-Западном направлении. От изгиба 3.4 км. до поляны в лесу, от которой начинается непосредственный спуск к речке Белая. От этого места до конца маршрута 5.4 км. Перейдя поляну( 881 м.н.у.м.), выходим на дорогу, резко поворачивающую на Северо-Восток. Далее серпантинная дорога проходит мимо каменного карьра и заходит на  производственную базу Деловского карьра. От базы до моста через речку 1.2 км. Перейдя мост поворачиваем налево на Запад. На завершение маршрута уйдет не более одного часа.